воскресенье, 18 марта 2012 г.

Минск. Креативный Город. Ответы.

В начале ноября 2011 года, мы были приглашены на архитектурный форум "Креативный Город" в Минск. Нам были поставлены вопросы об организации и развитии  в Минске креативных мест, творческих трансформаций пространств и тд. со стороны ЭвоУрбанизма. К сожалению приехать мы не смогли, но всё же на вопросы ответили, и след свой на форуме оставили. Ещё мы добавили ответы на некоторые вопросы которые в видео не вошли, но с которыми стоит ознакомиться.



Ответы

1. Верно ли, что особое значение для развития социокультурных процессов, имеет некоторая степень дискомфорта? Можно ли заключить, что именно по этой причине старые заводские комплексы, по определению создававшиеся с некоторым пренебрежением к психофизиологии человеческого комфорта, становятся оптимальными площадками для развития т.н. креативных индустрий?

Если рассматривать социокультурные процессы с точки зрения эволюции, то речь идет вот о чем. Пока среда обитания идеально подходит для существования вида, то у него нет причин для изменений. Это справедливо и по отношению к эволюции разума. До тех пор, пока нет какого-то фактора, который заставит сознание меняться, подниматься на новую ступень индивидуального развития, творчества не будет.

Что может быть этим фактором? Разумеется, это не жесткие физические условия - тогда разум будет искать способ выживания физического тела. Однако аналогом крайне неблагоприятных физических условий в применении к сознанию могут служить - информационный голод или ограниченное пустое пространство.

Таким фактором может быть неизвестность, тайна, загадка. Любая система в природе стремится к равновесию. Поэтому встающая на пути сознания неизвестность заставляет мозг строить догадки, искать объяснения - то есть двигаться вперед, развиваться. Разумеется, эта неизвестность не должна объясняться с позиций уже имеющегося опыта, к которому сознание обратится в первую очередь. В такой ситуации, на мой взгляд, и подходит взаимодействие с информационным потоком, связь с духом места.

Что касается популярности заводских комплексов в качестве креативных площадок, то едва ли здесь сыграл решающую роль один фактор. Нельзя списывать со счетов и то, что заводские площадки - это структура , которая порождена скорее городом, индустрией, прогрессом, чем лично человеком. Они ориентированы на создание другой жизни (нечеловеческой) и поэтому обладают другими свойствами, несет другие образы. Соприкосновение с чужим всегда будоражит сознание, даже если мы не отдаем себе в этом отчет. И это далеко не единственная причина популярности промышленных площадок в этом качестве. 


2. Какую роль тут, по вашему мнению, играет то, что в старых промышленных центрах ярче проявляется та многослойность истории материала, здания, города, смены функций и технологий, поскольку там почти никогда не проводится эстетическая санация, "подновление" среды? Является ли это проявлением уплотненного информационного поля?

Для ответа на этот вопрос, следует уточнить типы пространств, где наиболее отчётливо ощутимо это явление, а именно: 
  • Все сохранившиеся участки городской ткани с исторической застройкой. При чём интенсивность “информационного поля” на порядки сильней в стороне от центральных улиц, ближе к переулкам, дворикам и совсем не обязательно, что заброшенным. Везде, где есть возможность образоваться чистым локальностям, с малым влиянием общегородского фона который является более сложным комплексом, чем эстетическая санация коммунальных служб и администрации города. 
  • Пограничные пространства с неявной функциональностью, где информационное влияние разделённых сред особо напряжено. Например окраины городов, где заканчивается урбанистическая среда и начинаются сельскохозяйственные, коммунально складские пригороды. Но среди множества уникальных свойств таких пространств, генерация положительного творческого потенциала мала и не устойчива. Вторым примером, являются внутригородские пространства инженерных коммуникаций: места под эстакадами, подземные, бетонные полости всевозможного назначения. В данном случае идёт противостояние информационного влияния инженерного сооружения и городской среды. И исходя из наблюдений и исторического опыта, если не установится доминирующего влияния, то такие места скоро обживут маргинальные слои общества. 
А теперь сам ответ. 

Уплотнённое или напряжённое информационное поле, само по себе — это только мощный инструмент изменения сознания, который может заставить человека поступать и видеть мир иначе, чем вне его. Сила воздействия информационного поля урбанистического пространства влияет только на восприимчивость. А на то КАК изменится сознание человека влияет та информация, которую это Информационное поле транслирует. Эвоурбанизм за основу работы с информационным содержанием берёт понятие Образа. В результате, чем больше сменилось культурного времени, чем богаче была функциональность существующего пространства в относительно устойчивых физических параметрах, тем больше информации несут все выделяемые нами в Образе информационные слои: поверхностный, функциональный, символический и вневербальный. Под подавлением среды в нашем случае понимается частичное или полное обнуление или перезапись того или иного слоя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...